Как
научить ребенка составлять рассказы
Уважаемые родители!
Хочу рассказать Вам о
том, как научить ребенка составлять рассказы.
Ребенок должен
понять, как начали развертываться изображенные на картинках события, в какой
последовательности они далее развивались, и чем все это завершилось. Умение
создавать подобные повествовательные рассказы по опорным картинкам зависит не
только от уровня связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от
умения устанавливать причинно - следственные связи между ними.
Вначале ребенку
предлагают серию из 2-хкартинок, затем из 3-4-5 картинок. Взрослый объясняет
ребенку, что у него была книжечка, а ее кто-то порвал и перепутал странички.
Предлагает ребенку собрать книжку.
Но чтобы это
сделать, нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было сначала, что
произошло (случилось) потом, и чем все это закончилось.
Когда ребенок
сложит картинки по порядку, предложите ему рассказать, что за история
изображена на картинках, что там произошло. Нельзя формулировать задачу таким
образом: «Расскажи, что нарисовано на картинках». Это провоцирует ребенка на
формальное описание того, что изображено на каждой отдельной картинке, а не на
повествование о развитии событий.
Если ребенок
ошибся, не следует сразу объявлять ему об этом. Иногда составляя рассказ, он
сам замечает ошибки и исправляет их. Ну а если все-таки не находит ошибку,
задайте ему уточняющий или наводящий вопрос. Например: «Я что-то не совсем
поняла ..., ты мне не объяснишь почему...».
Если после
наводящих вопросов ребенок самостоятельно не понимает причинно-следственную
связь событий, можно оказать помощь в виде прямых разъяснений.
Если рассказ
составлен, верно, но слишком краток, нужно задать дополнительные вопросы о
деталях и подробностях, не упомянутых ребенком, но присутствующих на картинках.
Если ребенок
правильно разложил картинки, но рассказ составить не может, тогда ему задают
вопросы и рассказ составляется совместно, в вопросно-ответной форме. Это
помогает ему овладеть навыками самостоятельного планирования при составлении
рассказов. Следует также комментировать односложные ответы ребенка, давать
образцы развернутых высказываний, что помогает ему в дальнейшем составлять
более подробные рассказы, развивая при этом свою речь.
Желаю вам
успехов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий